Как измерять PR-эффективность

Как измерять PR-эффективность

Ещё в прошлом веке американский историк Дэниэл Бурстин сказал: «Иные рождаются великими, другие достигают величия, а третьи нанимают специалистов по связям с общественностью». История развития Public Relations насчитывает уже много десятилетий, но до сих пор в экспертных кругах не утихают споры, как нужно измерять эффективность PR.

Существует несколько популярных подходов к оценке проделанной работы пиарщиков. Во-первых, использование платных и бесплатных систем мониторинга. Brand Analytics, «Медиалогия», Google Alerts, «Яндекс.Новости» и другие похожие сервисы стали надёжными помощниками для PR-менеджеров и их клиентов. Однако такие инструменты дают только количественную оценку и не работают с офлайн-аудиторией.

Во-вторых, подсчёт динамики запросов бренда в Интернете и трафика на сайте. Высчитать показатели также несложно с помощью специальных сервисов от Яндекс и Google. Например,  Wordstat Яндекс. Эти данные, казалось бы, дают наглядные цифры. Вышла статья — вы можете посмотреть, был ли всплеск поисковых запросов в этот период.  

Для измерения эффективности PR остаются популярными метрики AD Value и PR Value. AD Value отражает выгоду от инвестиций компании в PR и рассчитывается как эквивалент рекламной стоимости размещения в издании. PR Value учитывает интерес к опубликованному материалу, наличие и качество обратной связи от читателей, тональность статьи. Обе методики не показывают, как в действительности PR влияет на целевую аудиторию. Поэтому несколько лет назад в мировом PR-сообществе AD Value и PR Value были признаны устаревшими, хотя до сих пор они остаются «классикой жанра» при оценке PR-эффективности в России и за рубежом.

Один из наиболее показательных методов — опрос целевой аудитории. Несомненно, его можно было бы поставить в «топ» подходов измерения эффективности PR, но высокая стоимость и необходимость регулярно проводить исследования делают опросы очень затратными для компаний.

Как мы видим, пиарщикам и их клиентам, жаждущим получить результат от своих вложений, есть из чего выбрать. Однако любое PR-агентство в первую очередь должно объяснить заказчику, что PR — это не реклама. Эффект от работы здесь появляется не раньше чем через полгода.

Каждая опубликованная статья, проведённая пресс-конференция или выступление на профильном мероприятии в качестве эксперта не увеличивают разом продажи, а становятся звеньями одной цепочки. Они помогают создать и поддерживать экспертный имидж организации или человека, формируют доверительные отношения со стороны инвесторов и поставщиков, делают компанию более престижной в глазах потенциальных сотрудников.

Завоевать свою аудиторию, стать интересным для СМИ и узнаваемым на рынке нельзя за один день. PR обладает «накопительным эффектом», чтобы в определённый момент компания «выстрелила» и стала на шаг впереди конкурентов.